Вентиляция гаража

Хорошее топливо, своевременное ТО и не протекающий гараж – еще не все, что требуется для поддержания автомобиля в идеальном состоянии долгие годы. Зачастую владельцы машин легкомысленно относятся к вопросу вентиляции помещений, в которых их транспортные средства содержатся. И зря, ведь вентсистема – одна из важнейших коммуникационных систем в гараже. Именно от качества вентиляции в нем зависит состояние автомобиля, запчастей, инструментов, покрышек, запасов топлива. На все эти вещи и их состояние влияет циркуляция воздуха.

Зачем в гараже вентиляция?

Продуманная вентиляция в гараже обеспечит долгую службу авто, всех его комплектующих и, что важнее, комфортные и безопасные условия для самого владельца во время нахождения в этом помещении. Ведь вентсистема не позволяет воздуху застаиваться, быстро выводит летучие токсичные вещества и излишки влаги, создавая здоровую атмосферу.

Ошибочно полагать, что раз гараж – нежилое помещение, на воздухообмен в нем можно махнуть рукой. Перечислим типичные последствия беспечного подхода к вопросу вентилирования.

Сырость. Излишняя влажность в гараже ведет к ржавчине, разрушению металлических деталей авто, выходу из строя электроники и электрических компонентов. Более того, сырость сокращает срок хранения запчастей, комплектующих и различных материалов, провоцирует развитие грибка и плесени на поверхностях. В особо запущенных случаях появляется гниль, которая постепенно, но неотвратимо разъедает конструкции самого строения гаража.

Застой токсичных веществ. Испарения химикатов, с которыми зачастую автовладельцы работают в гараже, при недостаточной вентиляции помещения могут отражаться на самочувствии и здоровье. Из-за спертого загазированного воздуха могут возникать головные боли и головокружения, отравления. Выхлопы газов, бензина, дизеля, соединения красок, растворителей и прочего, не имея выхода, накапливаются в атмосфере гаража и представляют реальную угрозу, пренебрегать которой нельзя.

Обе вышеуказанные проблемы решаются с помощью оборудования гаража системой вентиляции – хоть простейшей и незамысловатой, хоть сложной современной конструкцией.
Требования к вентиляционным системам в гаражах

 Обращаем ваше внимание: согласно СНиПу 21-02-99, все хозяйственные строения наравне с жилыми постройками должны оборудоваться этой коммуникационной системой.

По регламенту, в помещение должно поступать по 180 кубометров свежего уличного воздуха каждый час, а температура внутри него должна составлять 5°С.

Европейские стандарты требуют полного воздухообмена минимум 6-10 раз в сутки.
Независимо от конструктивных особенностей и типа вентиляционной сети, ее установка обязательна и в гаражах с отоплением, и в гаражах без отопительного оборудования. Также на обязательность монтажа вентустановок не влияет этажность строения, где гараж расположен.

Если в двухэтажных зданиях на втором уровне расположены мастерские или на первом есть смотровая яма, все помещения должны проветриваться и вентилироваться равноценно.

Если в гараже есть погреб, ему требуется автономная вентсистема – из-за изолированности подвала воздух в нем циркулировать естественным путем по объективным причинам не может.

Варианты и типы вентиляции

 В гараже можно реализовать 3 типа вентсистем:
  • Естественную вентиляцию. Ее работа базируется на аэродинамических законах и естественном движении воздушных масс в пространстве.
  • Комбинированную вентиляцию. Ее работа основана на естественном воздухообмене и использовании механических устройств, которые стимулируют движение воздушных потоков.
  • Механическую (принудительную) вентиляцию. Такая система работает за счет специальных установок, стимулирующих приток и выведение воздуха.
Рассмотрим подробно каждый из видов перечисленных вентиляционных систем.

1. Естественный воздухообмен
В естественных условиях воздушные массы перемещаются вод действием разницы температур внутри и снаружи помещения. Для запуска вентсистемы с таким принципом работы нужно установить два вентиляционных отверстия: вытяжного (для выведения отработанных воздушных масс) и приточного (для поступления свежего воздуха).

Какие правила нужно соблюдать:
  • Приточная отдушина, отвечающая за подачу свежего уличного воздуха, должна находиться на высоте 10 см от уровня пола. Воздуховод нужно расположить в 30 см от поверхности почвы. Чтобы защитить внешнее вентиляционное отверстие от насекомых, грызунов, грязи и осадков, его накрывают сеткой и миниатюрной крышей.
  • Вытяжная отдушина должна располагаться в диагонально-противоположном верхнем углу по отношению к приточной. Ее делают на высоте 10 см от потолка/ границы стены с крышей или перекрытием. Труба, по которой отработанные воздушные массы будут выводиться из гаража, монтируется над крышей на высоте 50 см от нее.
В качестве приточной отдушины могут служить специальные решетки, напоминающие жалюзи по конструкции; устанавливаются они в ворота. Чтобы воздухообмен был достаточно мощный для обслуживания помещения, сечение этих решеток должно быть больше диаметра вытяжной трубы в 2-3 раза.

Рекомендация: чтобы увеличить интенсивность отведения загрязненного воздуха, используйте дефлектор. Этот прибор монтируется в вытяжной воздуховод, создавая в нем участок с пониженным давлением. За счет такого перепада воздушные потоки из гаража вытягиваются в отводящее отверстие активнее. Никакое дополнительное оборудование для этого не требуется. Чтобы защитить конструкцию от конденсата, советуем теплоизолировать дефлектор.

Недостатки вентиляционных систем с естественным воздухообменом:
  • В летнюю жару естественные вентсистемы практически неэффективны, так как снаружи температура воздуха поднимается выше, чем в самом гараже.
  • Из-за перепадов давления в помещении постоянно будут сквозняки, что негативно сказывается на самочувствии людей, проводящих в гараже много часов подряд.
  • В малогабаритных гаражах из-за небольшого метража разницы в температуре и давлении не всегда достаточно для циркуляции воздуха в нужном объеме и с требуемой интенсивностью.
  • Направление ветра непредсказуемо, поэтому приточная отдушина не всегда способна обеспечить помещение свежим уличным воздухом.
  • Приточные и выводящие отдушины и устройства нуждаются в постоянном контроле и уходе.
2. Комбинированная вентиляция
Львиную долю недостатков естественной вентиляции можно легко решить, дооборудовав ее механизмами, которые сделают ее независимой от погодных и атмосферных явлений.

Принцип работы комбинированной вентсистемы кардинально не отличается от сети с естественным воздухообменом. Разница заключается только в наличии электрического вентилятора, его монтируют в утепленную зону вытяжной шахты, под потолком или в стену.

Само устройство стоит недорого, электроресурса требует для работы не много. Также систему можно укомплектовать миниатюрным ветряком, чтобы снизить затраты на электричество еще больше и повысить производительность сети.

 Недостатки комбинированных вентсистем:
  • Вентилятор нужно включать и выключать, это придется делать вручную или дооборудовав сеть таймером либо часовым реле.
  • Воздух, нагнетаемый системой в гараж, не проходит фильтрацию, то есть поступает в помещение неочищенным – с пылью, влагой. А в зимние холода воздух и не прогревается, что может провоцировать засорение воздуховодов и понижение температуры в гараже.
3. Принудительная вентиляция
У вентиляционных систем принудительного типа (механических) нет недостатков, которыми грешат два перечисленных выше аналога. Какая бы стихия ни бушевала за окном, какая бы ни была на улице температура, в гараже поддерживается заданная температура, соответствующая нормативам.

Еще одно преимущество: только с помощью механической вентсистемы можно поддерживать эффективную циркуляцию подвального блока в гараже и смотровых ямах. В подземных строениях для хранения и обслуживания автомобилей принудительные вентсистемы – единственно возможное решение.

Система состоит из двух модулей:
1. Приточной установки с вентилятором, фильтром и электрическим калорифером.
2. Вытяжного оборудования, включающего два вентилятора и канальный вентиляционный прибор.

Принцип работы:
  • Воздушные массы, попадающие в приточный отсек, нагреваются и очищаются и уже в фильтрованном состоянии подаются по воздуховодам к блоку с распределяющим отсеком.
  • Отработанный воздух выводится вентилятором или с помощью канального оборудования с воздуховодом. Такой вариант займет больше пространства под потолком, плюс такой проект сложнее в монтаже и реализации, зато такое решение гарантирует равномерный и стабильный воздухообмен.
  • Принудительную вентиляционную сеть можно оборудовать в гараже, используя моноблочную систему. Она представляет собой два объединенных блока, отвечающие за вытяжку, обработку и нагнетание воздуха. Самое доступное решение в этом плане – моноблоки с пластинчатыми рекуператорами тепла.
Устройства энергоэффективны за счет того, что вырабатываемое ими в процессе работы тепло идет на обогрев уличного воздуха.

Вывод
Вентиляционная система в гараже – обязательное условие безопасной эксплуатации помещения, залог здоровья находящихся в гараже людей и долговечности самого автомобиля.

Рекомендуем относиться к решению этого вопроса обстоятельно. Если у вас остались вопросы – обращайтесь: проконсультируем, поможем определиться с типом вентиляционной системы, выполним весь цикл работ.